» «Дракула Брэма Стокера»: разбираем оптические и механические эффекты
Вход RSS

«Дракула Брэма Стокера»: разбираем оптические и механические эффекты

18.11.2019 от Cinemadslr

Тальк вместо снега, ожившая тень и не отражающийся в зеркале Гарри Олдман. Разбирать эффекты фильма Френсиса Форда Копполы.

Режиссер решил снять фильм, как это делали на заре кинематографа — без компьютерной графики. И это ему почти удалось.

Замок Дракулы и снег

Внешним видом замка Дракулы занималась компания Matte World Digital во главе с Крейгом Барроном. Они разработали дизайн замка и кроме дорисовок сделали еще и его макет. «У Фрэнсиса было очень четкое представление того, как должен выглядеть этот замок, — рассказывает Баррон. — Здание фактически было еще одним персонажем фильма, и должно было выражать эмоции, испытываемые его хозяином: упадок и разложение, безысходность и отчаяние».

Макет замка был сделан из трех сегментов с применением эффекта усиленной перспективы. Между сегментами натянули мелкую москитную сетку, создавшую эффект воздушной перспективы. В финальном кадре, кроме отснятого замка, мы также видим пламя факелов, которые были впечатаны в дорисовку методом покадровой рир-проекции.

Замок Дракулы мы видим в разных сценах фильма. Чаще всего в них идет снег. К слову, снег был отснят отдельно в студии Matte World на фоне черного бархата для последующей печати его в кадры с дорисовками. Миниатюрный снег часто делают из пищевой соды, здесь же использовали тальк. «Снег — это худшее, что делают с помощью оптических эффектов, — говорит оператор Уэйд Чайлдресс. — Потому что очень трудно добиться нужного масштаба. Мы нашли способ снимать снег вместе с миниатюрой, посыпая ее по всей площади „неба“».

Так на площадке с миниатюрой было установлено несколько «башен» на разных удалениях от камеры. Между башнями была натянута мелкая сетка, сквозь которую и падал тальк. Специальное устройство на основе моушн-контроля двигало тальк и заставляло его сыпаться сквозь отверстия сетки. Для создания эффекта падающего снега в кадры сначала впечатывали дорисовки, а потом отматывали пленку назад, и делали второй проход, впечатывая отснятый на черном фоне снег.

Тени и отражения

В фильме Копполы тени Дракулы живут своей жизнью. Интересно, что в оригинальной книге вампир не отбрасывал тени, но режиссер решил заимствовать эту эстетику из «Носферату», неавторизованной экранизации книги, сделанной Мурнау.

Все тени были созданы на съемочной площадке с помощью просветного экрана и мима в парике и с когтями, как у Гари Олдмана в кадре. Он делал то, что требовал режиссер, и его позы не совпадали с позами Олдмана в кадре.

После ужина Харкер бреется у зеркала в своей комнате, и, поскольку вампиры не отражаются в зеркале, он не видит подкрадывающегося к нему сзади Дракулу. Возможно, вы будете удивлены, но этот эффект — отсутствие отражения в зеркале при наличии объекта за спиной персонажа — тоже сделан прямо на площадке.

Майкл Лантьери повторил трюк, который не попал в кинотеатральную версию «Терминатора 2» — перед камерой было не зеркало, а стена с прорезью в раме для зеркала. Позади нее была декорация замка и Киану Ривз. А перед камерой, спиной к ней, стоял дублер Киану. И Дракула подкрадывался к дублеру, а «зеркале» мы видели стоящего с другой стороны стены Киану без Дракулы за спиной.

Джонатан в замке

Нарушив просьбу хозяина не выходить из комнаты после наступления темноты, Харкер гуляет по замку, и его путь заканчивается в одной из комнат на женской половине. Он укладывается в роскошную постель, где его окружают невесты Дракулы, появляющиеся прямо из недр кровати.

Это тоже созданный на площадке эффект Майкла Лантьери и его команды. Кровать имела скрытые матрасами «дыры», а под ней прятались три женщины. Во время сцены соблазнения одна из женщин кусает сосок Харкера, из него прямо в рот невесте бьет струя крови.

Это снято с помощью искусственной груди (обычно из оргстекла), под которой художник по гриму Грег Кэнном установил насос с кинокровью.

От изнасилования Джонатана спасает неожиданное возвращение Дракулы. Граф появляется в окне и плавно движется к кровати. На съемке Майкл Лантьери построил платформу на рельсах, на которой Олдман и стоял, пока его двигали между окном и кроватью. Это движение Дракулы без шагов было повторено в нескольких сценах фильма, в том числе — в сцене в кинотеатре, когда Дракула увлекает Мину в танец.

После этого ночного приключения Джонатан мечтает покинуть замок. Он выглядывает из окна и видит двор и цыган. Этот кадр был снят в студии 4Ward Productions с помощью макета двора высотой 3 метра и шириной 4,2 метра. Цыгане были механическими куклами в масштабе 1:8, а реализма сцене придавал всадник на коне — тоже кукла.

Харкер вылезает из окна и двигается по узком карнизу, чтобы посмотреть, что находится за углом здания. Эта сцена снята с помощью той же миниатюры двора и миниатюрных же ботинок Харкера на карнизе замка. Да, в сцене, когда Джонатан все-таки сбегает из замка, это его миниатюрная механическая кукла выходит на балкон прежде, чем кадр переключается на реального артиста на стене замка.

Команда братьев Скотаков также создала и вид прибывающего в Лондон корабля Дракулы. Кстати, корабль, попавший в бурю — это кадры из фильма «Баунти», не вошедшие в фильм. В Золотые годы Голливуда студии практиковали использование ранее отснятого материала в разных фильмах. Например, торнадо из «Волшебника страны Оз» можно видеть еще в двух картинах студии MGM.

Лондон

В Лондоне вампир видит Мину, как две капли воды похожую на его Элизабет. Звериное видение Дракулы нечетко, и объект внимания пульсирует. Эти кадры сделаны с помощью покадровой анимации. А пикселизация его видения была сделана Питером Кураном в компании Visual Concept Engineering. Это не единственное, что было сделано для фильма с помощью компьютера.

Кстати, пикселизацией здесь называют видение с размытым периферийным зрением и прерывистым движением, будто снятое с пропуском кадров. Скажем, в секунду снимают не 24 кадра, а 16. Примерно так оно и было сделано — в момент съемки пропускали несколько кадров на секунду.

В этой сцене также появляется то, что кинематографисты назвали «драко-видение» — Дракула видит вены и артерии в теле девушки и их пульсацию. Коппола отказался использовать моушн-контроль, чтобы повторить движения Виноны Райдер, но ее все равно сняли дважды. Один раз — в белом облегающем леопардовом костюме. После этого ее отротоскопили и наложили нужный рисунок поверх белого силуэта. Вся пульсация вен и артерий сделана на анимационном станке. После чего аниматоры вручную синхронизировали движения актрисы и анимации с помощью оптического принтера Oxberry.

Мертвая Люси

Ван Хелсинг должен отрезать голову Люси, умершей и положенной в семейный склеп в свадебном платье. Но она стала вампиром и восстала из гроба. В одной из сцен мы видим ее с ребенком на руках спускающейся по лестнице. Интересно, что эту сцену снимали задом наперед, чтобы придать движениям актрисы некую потустороннюю странность. Сэйди Фрост поднималась по лестнице спиной вперед, а ее огромный шлейф двигали вперед по ступенькам тонкими тросами.

Когда Ван Хелсинг подходит к ней с крестом, она начинает извергать кровь. Это — еще один эффект Грега Кэннома. «Мы сделали устройство, похожее на сделаное Диком Смитом для „Изгоняющего дьявола“, — говорит Кэнном. — Крошечное устройство, которое помещалось в рот актрисы, но при активировании разбрызгивало кровь». А кровь поступала по тонким трубкам, обернутым вокруг ее лица и скрытым под слоем грима.

Сцена, в которой Люси влезает в гроб, тоже была снята в ином порядке. Она поднималась из гроба, ее платье вытягивали за леску. А в фильме эти кадры показаны в обратном порядке. Все для создания того же эффекта потустороннего движения.

Полупрозрачное зеркало

Для всех двойных изображений фильма и сплит-скринов, а их достаточно много, применяли особое полупрозначное зеркало, которое называется бим-сплиттер. Оно 50% лучей пропускает, а 50% — отражает.

Его применяют в системах фронт-проекции и еще много где, потому что оно позволяет спроецировать на себя разные изображения (сзади и спереди) и соединить их в одно, или снять объект на фоне спроецированного изображения. А если поиграть с освещением, то можно проявлять или убирать объект из кадра. Это очень старая технология, известная еще с середины 1920-х годов.

Грим

В фильме у Гари Олдмана и его Дракулы несколько образов, и некоторые из них требовали весьма агрессивного использования пластического грима. Например — старик, которого мы видим в сцене встречи Дракулы и Джонатана. Гримом в картине занимался Грег Кэнном из компании Cannom Creations.

С Гари Олдмана сняли слепок (всего тела — для грима летучей мыши) и вылепили поверх него образ 80-летнего старика. Этот грим состоял из 14 пенорезиновых накладок. На превращение Олдмана в старого Дракулу уходило до четырех часов ежедневно. Дополняли грим контактные линзы.

Еще один образ, созданный для Олдмана Кэнномом — это образ волка-оборотня, напавшего на Люси в Лондоне.

«Я пытался создать костюм волка с элементами летучей мыши, — говорит Кэнном. — Мне хотелось показать, что он голый, но при этом похож на животное. Я придерживался формы тела Гари Олдмана, разве что сделал его плечи шире. Лицо напоминало летучую мышь. Костюм был сделан из спандекса, в который внедрили волоски».

Что касается растущих зубов, это тоже механический эффект, созданный на площадке с помощью тросиков и выдвигающихся клыков в искусственной челюсти из тонкого пенолатекса.

И, конечно, образ летучей мыши, в котором он появляется в комнате Мины ближе к концу фильма. «Я хотел, чтобы летучая мышь была самым страшным гримом, — говорит Кэнном. — У нас было только три недели на создание костюма. Мы удлинили его руки с помощью механических приспособлений. Красные контактные линзы завершали образ».

Трансформации

В какой-то момент в Лондоне Дракула вбегает в аббатство Карфакс, где проходит трансформацию в более симпатичную версию графа. Переход был создан Кэнномом, а аббатство построено командой Fantasy II в студии Sony Studios. Несмотря на то, что трансформацию уже можно было сделать с помощью CGI, Коппола решил прибегнуть к версии, похожей на ту, что мы видели в фильме «Человек-невидимка» (1933).

Механик Ларри Одиен построил копию головы Олдмана, которая могла схлопнуться в плоскую. Поверх положили тонкую полупрозрачную полиуритановую кожу с тонкими трубками вместо вен. Трубки были скрыты краской. Когда по ним начинает двигаться кровь, голова превращается в пульсирующую каплю. Эти кадры снимали задом-наперед, так пульсирующая бесформенная масса превращалась в голову Гари Олдмана. А потом сквозь это изображение начинала проступать настоящая голова актера. В фильм, правда, бесформенная масса не вошла.

Обратная трансформация была показана и в сцене на корабле. Голова Олдмана двигалась под тонкой силиконовой кожей прежде, чем он превратился в волка-оборотня.

Морфинг и фреска

В финале Мина понимает, как можно освободить душу возлюбленного и подарить ему покой, она прокалывает мечом его сердце, а потом отрубает ему голову. Но перед этим умирающий граф проходит трансформацию от летучей мыши к молодому Владу Цепешу, каким он был изначально. Эти кадры были все-таки сделаны на компьютере.

Питер Куран из компании Visual Concept Engineering произвел этот эффект с помощью программы морфинга, разработанной командой ILM на фильме «Уиллоу». Программа позволяет просчитать переходы от исходного изображения к финальному, и сделать из этого анимацию.

Последний кадр фильма — это фреска на куполе часовни, изображающая Элизабет и графа летящими на небеса. Миниатюра купола диаметром полтора метра была построена в компании Colossal Pictures Крисом Уолласом. Художник-дорисовщик Билл Мейтер написал эту фреску сначала внутри салатной тарелки, чтобы показать, как она будет выглядеть на вогнутом потолке купола, потом ее сфотографировали и спроецировали на миниатюру из оргстекла.

 

Источник: tvkinoradio.ru

Рубрики: Визуальные эффекты, Кино, Практика | Комментариев нет »

Добавить комментарий