» 7 стандартных планов, которые должен знать каждый оператор
Вход RSS

7 стандартных планов, которые должен знать каждый оператор

10.08.2015 от KiriLL

Shots-Featured-865x505

В каждом из существующих ныне фильмов присутствуют такие операторские планы. Сегодня мы расскажем о них подробнее.

Эта статья в обобщенном виде представляет информацию об основах создания фильма. Это планы, которые можно увидеть в любом сценарии и в любом монтажном листе. Задача оператора в том, чтобы правильно выставить кадр и претворить его в жизнь.

1. Заявочный план

blade-runner-opening-sceneФото: «Бегущий по лезвию» с сайта Empire

Заявочный план — это, какправило, первый кадр, который видит зритель, а также кадр, начинающий любую новую сцену в фильме. Он буквально заявляет о контексте и пространстве сцены. Часто заявочный план — это самый общий план города или здания. Он не только дает зрителю представление о месте, в котором происходят события, но также дает и ощущение времени, в котором они происходят.

Заявочные планы также используются для создания образа, например, когда несколько летящих вертолетов на экране символизируют войну. Также эти планы могут отражать отношения персонажей, например, взаимоотношения пациента и врача, или учителя и учеников. В заявочном плане ничего не рассказывается. Зритель просто понимает все, что ему нужно понять, глядя на изображение.

В этом видео Александр Фридрих представил подборку заявочных планов из различных фильмов.

2. Дальний план

LOTR-Extreme-Wide-Shot

Фото: «Властелин колец» New Line Cinema

Дальний план снимают с дальнего расстояния, и используют, чтобы произвести на зрителя сильное впечатление. Эти планы чаще всего используются в качестве заявочных, потому что часто представляют собой пейзажи или внушительные виды зданий. Они представляют окружающую среду персонажей, часто показывают масштаб, расстояние и местность. Если в кадре виден персонаж, зритель видит его полностью, с ног до головы.

На фото, представленном выше, Гендальф едет на лошади. Мы можем соотнести размеры человека и лошади, поэтому, когда видим замок на расстоянии, понимаем, что он огромен. Замок нависает над нами, и для создания такого впечатления используется именно дальний план.

3. Общий план

Mad-Max-Wide-Shot

Фото: «Безумный Макс: дорога ярости» Village Roadshow Pictures

Как и предыдущий план, общий план показывает персонажа с ног до головы. Здесь опять зритель видит масштаб, расстояние и местность целиком. Единственным существенным отличием от дальнего плана можно считать размер персонажа — в общем плане персонаж находится ближе. В отличие от изображения Гендальфа во «Властелине колец» персонаж Макса находится ближе.

В представленном ниже видео от Джейкоба Т. Суинни собраны дальние и общие планы из фильмов Пола Томаса Андерсона.

4. Средний план

Medium-Long-Shot-JW

Фото: «Дилижанс» United Artists

Определение среднего плана существенно различается по всему миру. Стандартный средний план представляет собой изображение персонажа от линии пояса и выше. Его цель — показать мимику и движения персонажа. Эти планы очень распространены, так как они наиболее естественны для восприятия зрителем и приближены к реальному изображению собеседника в жизни.

Режиссер Джон Форд — мастер средних планов, в его вестернах они частенько используются. В представленном выше изображении мы видим Джона Уэйна на дальнем плане. Ниже Форд показывает Уэйна средним планом.

JOHN WAYNEФото: «Искатели» Warner Bros.

5. Крупный план

VARIOUSФото: «Молчание ягнят» Orion Pictures

На крупных планах персонаж находится близко. Обычно крупные планы используются, чтобы показать эмоции персонажа, в кадре мы видим только его лицо. Также их часто используют, чтобы показать определенное действие, например, когда показывают руку, берущую нож. Крупный план можно считать самым важным в этом списке. Это строительный материал фильма. Фильм «Страсти Жанны д‘Арк» 1928 года длится два часа и состоит только из крупных планов.

Режиссер Эдгар Райт стал известен тем, что слишком часто использует крупные планы. Жауме Лорет составил великолепную подборку крупных планов из фильмов Райта.

6. Детальный план

XCU-Angel-Eyes

Фото: «Хороший, плохой, злой» United Artists

Детальный план — это план такой крупности, в котором зрители могут видеть только некоторые черты персонажа или объекта. Весь экран заполнен единственной чертой, например, это может быть глаз или губы. Наиболее известны детальные планы из фильмов Серджио Леоне. В его фильме «Хороший, плохой, злой» зритель наблюдает напряженный конфликт трех главных персонажей. По мере нарастания напряжения кадры укрупняются до тех пор, пока в кадре не остаются только глаза персонажей. Детальные планы могут показывать и важные объекты, например, ножницы, перерезающие провод взрывного устройства.

7. Субъективный планTerminator-POV 

Фото: «Терминатор 2» TriStar Pictures

Субъективный план (POV) показывает угол зрения персонажа. Обычно такие планы помещаются между кадрами, в которых персонаж на что-либо смотрит, и кадрами, в которых показывают его реакцию. В последнее время такие кадры чаще всего используются в фильмах про технологии, как в примере выше. Зритель видит, на что смотрит Терминатор, Железный человек, Робокоп или ЧАППИ. Подробнее о субъективных планах читайте в этой статье.

Вам понравилась статья? Хотите больше подобных материалов? Напишите нам в комментариях.

Рубрики: Уроки | 1 Комментарий »

Один комментарий

  1. Виктор пишет:

    Повторение — мать учения. Спасибо. Могли бы вы выкладывать больше материалов по урокам Timelapse и Гиперлапс съемкок, и проставлять теги?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите результат: